SWOT — АНАЛИЗ
Несмотря на «бородатую» историю этого инструмента (впервые он был введен в практику в 1963 году), SWOT-анализ активно (к сожалению, часто – малограмотно) применяется многими управленцами.
СУТЬ МЕТОДА
При использовании SWOT-анализа значимые факторы и явления разделяются на четыре категории:
- Strengths (Cильные стороны),
- Weaknesses (Слабые стороны),
- Opportunities (Возможности),
- Threats (Угрозы).
Визуально это представляется в виде таблицы:
SWOT-анализ | |
S (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ)
|
W (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ)
|
O (ВОЗМОЖНОСТИ)
|
T (УГРОЗЫ)
|
Необходимо помнить, что сильные и слабые стороны — это «внутренние», «подконтрольные» факторы, специфичные для исследуемого объекта, возможности и угрозы же — это неуправляемые свойства окружения объекта. Например, при маркетинговом анализе деятельности компании к внутренним факторам относятся параметры деятельности (включая сегментирование потребителей и вопросы взаимоотношения с ними), а к внешним факторам — свойства рынка (объем, тенденции изменения, структура конкуренции и т.п.), на котором производится деятельность, а также факторы, влияющие на этот рынок (политика местных властей, влияние технологий и т.п.).
После заполнения SWOT-матрицы проводится анализ:
- как сильные стороны могут помочь в использовании возникающих во внешней среде возможностей и противодействию угрозам окружения?
- как слабые стороны могут помешать использованию возникающих во внешней среде возможностей и противодействию угрозам окружения?
В результате этого анализа формируется понимание текущего состояния и вырабатываются предложения по изменениям анализируемого объекта.
Из-за своей кажущейся простоты, не требующей предварительной подготовки и трудоемкого сбора информации, SWOT-анализ превратился в широко применяемый инструмент. К сожалению, сильные стороны этого инструмента нивелируются поспешностью применения и легковесностью суждений, что приводит к непрактичным (иногда бессмысленным) результатам.
Ниже приводятся основные правила применения этого инструмента, позволяющие обеспечить его практическую значимость.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
1. Постановка цели исследования
Принципиально важно при проведении SWOT-анализа определить цель исследования, иначе результаты окажутся «размыты». Встречающиеся в среде словосочетания «SWOT-анализ аэропорта», «SWOT-анализ рынка алкогольной продукции» бессмысленны и вредны, так как не отвечают на вопрос: «Кто и с какой целью делал этот анализ?».
Зачем делается SWOT-анализ аэропорта? Для выработки стратегий развития, для оценки конкурентоспособности или «для галочки»? В каждом из этих трех вариантов мы получим разный SWOT-анализ!
Примерами «правильных» целей анализа могут служить:
- выработка портфеля стратегических вариантов действий компании на рынке электротехнической продукции Сибирского федерального округа на ближайшие 10 лет;
- обеспечение более высокой устойчивости банка в условиях кризиса на рынке ипотечного кредитования;
- анализ направлений личного профессионального и карьерного роста на ближайшие 5 лет.
SWOT-анализ, как и всякий инструмент, всегда используется с некоторой целью, и четко сформулировать эту цель мы должны до его применения.
2. Выделение объектов исследования
SWOT-анализ применим к любому объекту исследования — страна, организация, подразделение, проект, человек. Наличие цели исследования помогает четко определиться с объектом, к которому SWOT-анализ будет применен.
Под объектом анализа неправильно понимать организацию или структурное подразделение, как это часто встречается в профессиональной среде. Как правило, анализируются взаимоотношения, причем в некотором контексте.
Поэтому SWOT-анализ применяется, например, к взаимоотношениям:
- компания и конкретный рынок;
- банк и заинтересованные стороны;
- личность и рынок работодателей.
Невнимание ко второй части анализируемого объекта и контексту приводит к абстрактным, неконкретным (и поэтому малоценным) результатам.
К примеру, в маркетинге SWOT-анализ полезно проводить для каждого направления деятельности компании для каждого обслуживаемого сегмента потребителей. Причем часто сюда добавляется контекст — основной конкурент, относительно которого оцениваются сильные и слабые стороны компании.
3. Выявление и ранжирование факторов
Теперь мы можем приступить к формированию списка факторов, значимых для определенных нами взаимоотношений с точки зрения поставленной цели. Все факторы, не относящиеся к цели исследования, даже если они важны для нас «в общем», отбрасываются. То же самое относится к факторам, не относящимся к специфике взаимоотношений. Как бы нам не казалось важным наличие у нас «современного оборудования», если такое оборудование имеется и у конкурентов, это не становится нашей слабой или сильной стороной.
Инструменты для поиска значимых факторов
Здесь мы говорим о применении SWOT-анализа к работе организаций и их бизнес-единиц. Области поиска значимых факторов для других видов SWOT-анализа (личностного, регионального и т.п.) — предмет отдельного рассмотрения.
Выявление значимых внутренних, «контролируемых нами» факторов может быть произведено, например, в следующих областях:
- Менеджмент:
- Организационная структура;
- Корпоративная культура;
- Политика собственников;
- Производство;
- Логистика;
- Управление человеческими ресурсами и т.д.
- Маркетинг:
- Элементы маркетинговой смеси;
- Система разработки и ввода новой продукции
- Управление взаимоотношениями;
- Сегментирование;
- Позиционирование;
- Управление брендом;
- Реклама и сбыт;
- PR и т.д.
- Финансовое управление;
- Управление информацией;
- Управление качеством;
- Управление операциями.
Выявленные внутренние факторы в дальнейшем будут классифицированы нами как сильные или слабые стороны.
Выявление значимых внешних факторов может быть произведено с помощью, например, следующих инструментов:
- STEEP-анализ (встречаются также сокращения STEP, PETS, PETSE, STEEPV, STEPLE) факторов «дальнего» окружения (социальных, технологических, экономических, экологических, политических);
- Модель пяти сил М.Портера (интенсивность конкуренции, барьеры для появления новичков, рыночная власть покупателей и поставщиков, давление со стороны заменителей);
- Рынок (структура, свойства, тенденции);
Выявленные внешние факторы в дальнейшем будут классифицированы нами как возможности и угрозы.
Важно! В целях исследования явно или неявно должен присутствовать «временной фактор». И если мы проводим анализ в долгосрочном контексте (например, 10 лет), нам необходимо учитывать изменение внешних факторов в течение определенного нашими целями времени.
Рекомендации для формирования списка значимых факторов
1. Авторы SWOT-анализа часто забывают об объективности. Например, очень часто в сильные стороны записывается «квалифицированный персонал», без какого-либо анализа справедливости этого фактора. Перед тем как внести выявленный фактор в список, полезно проверить, на основании чего мы именно так его сформулировали и можно ли это проверить. И, кстати, будет ли этот фактор справедливым, например, через год?
Объективности трудно добиться, если автор анализа — один человек. Если анализ важен, организуйте групповую работу!
2. Часто при выделении значимых факторов забывают о контексте. Если мы считаем, что в нашем портфеле есть «отличный продукт», думают ли так же об этом продукте потребители? А если у конкурентов есть продукт «не хуже», то этот фактор уже не может быть нашей сильной стороной.
3. Самая большая «неприятность» при формировании списка факторов — неконкретные и размытые формулировки. Если вы все-таки решили, что квалифицированный персонал — это ваша значимая сильная сторона, укажите конкретно, какой персонал (и в каких областях!) обладает высокой квалификацией.
4. При формировании списка значимых внешних факторов не забывайте, что вы выделяете возможности и угрозы рынка, а не ваши собственные возможности и ваши собственные угрозы. Проверкой правильного формулирования возможностей и угроз может служить правило: сформулированные возможности и угрозы должны быть возможностями и угрозами как для вас, так для конкурентов.
Ранжирование значимых факторов
Сильные и слабые стороны желательно ранжировать, например, по их значимости для целевых или промежуточных потребителей.
Возможности и угрозы также ранжируются, например, в соответствии с силой их влияния на поставленные цели исследования, вероятности и скорости их проявления и т.д.
Технологически ранжирование факторов может быть произведено по порядку их размещения в матрице SWOT-анализа или с присваиванием факторам весового коэффициента.
4. Заполнение SWOT-матрицы
Теперь проранжированные и упорядоченные значимые факторы размещаются в SWOT-матрице, в соответствии с отнесением их к сильным сторонам, слабым сторонам, возможностям и угрозам.
Здесь можно еще раз оценить:
- «достоин» ли тот или иной фактор к размещению в матрице и дальнейшему рассмотрению?
- есть ли у вас доказательства правдивости и справедливости ваших формулировок?
- относятся ли выявленные силы и слабости к внутренним факторам, а возможности и угрозы — к внешним?
Итак, матрица заполнена. Что с ней делать дальше? Это зависит от поставленных вами целей исследования и ваших собственных предпочтений. Ниже мы рассмотрим три разных способа дальнейших действий.
5. Обработка SWOT-матрицы
5.1. Формирование списка стратегий изменений
Самый простой способ анализа SWOT-матрицы — умозрительный. Вы просто смотрите на результаты и формируете рекомендации. SWOT-матрица придает дополнительную доказательность вашим предложениям: «Если мы улучшим товарно-транспортную логистику, это позволит нам воспользоваться (лучше конкурентов) планируемым ростом рынка (возможность) и обеспечит более высокую конкурентоспособность в свете растущей требовательности клиентов (угроза)».
5.2. Улучшение внутренних факторов
Один из простейших вариантов использования SWOT-анализа — выявление направлений совершенствования собственной деятельности. Понятно, что будет лучше, если мы ликвидируем все свои слабые стороны и еще больше усилим сильные. Вот только в условиях ограниченности ресурсов это всегда нереально! Что же делать? SWOT-анализ позволяет выделить наиболее значимые (с точки зрения отработки возможностей и защиты от угроз) факторы, требующие изменения.
Действия здесь просты. Каждая сильная и слабая сторона проверяется на соответствие перечисленным в анализе возможностям и угрозам. Если, например, сильная сторона способна помочь в отработке какой-то возможности или препятствует влиянию какой-то угрозы, к ее весовому коэффициенту прибавляется весовой коэффициент соответствующей возможности или угрозы (если возможности и угрозы не имеют весовых коэффициентов, прибавляется единица для каждой возможности и угрозы, связанной с анализируемым фактором).
В результате получаем новый весовой коэффициент для каждой сильной и слабой стороны, причем коэффициент тем больше, чем больше возможностей и угроз связано с данным фактором. И тем самым мы получаем список наиболее важных внутренних факторов, требующих нашего внимания. А от этого списка до плана изменений — рукой подать!
5.3. TOWS-анализ
Другой способ обработки SWOT-матрицы предложен в 1982 году и получил название «TOWS-анализ» или «расширенная SWOT-матрица». Считается, что, в отличие от «стандартного» SWOT-анализа, TOWS-анализ в большей степени направлен «вовне» и позволяет планировать собственные изменения через анализ изменений внешней среды.
TOWS-анализ облегчает сопоставление внешних возможностей и угроз внутренним слабостям и силам анализируемого объекта. Целью его является фокусирование внимания на построении четырех групп разных стратегий. Каждая группа стратегий использует одну из парных комбинаций:
TOWS-матрица | ||
O (ВОЗМОЖНОСТИ)
|
T (УГРОЗЫ)
|
|
S (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ)
|
SO Стратегии использования сильных сторон для максимальной отдачи от предоставленных возможностей |
ST Стратегии использования сильных сторон для минимизации угроз |
W (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ)
|
WO Стратегии минимизации слабых сторон через использование предоставленных возможностей |
WT Стратегии минимизации слабых сторон и угроз |
Заметим, что стратегии «Mini-Mini» — защитные. Они используются для уменьшения или предотвращения потерь (убытков), и не способны «создавать успех». Для развития используются остальные три типа стратегий.
Для заполнения TOWS-матрицы необходимо предварительное заполнение матрицы SWOT, почему и говорят, что TOWS-анализ — это «расширение SWOT-анализа».
Если при анализе выделено много значимых факторов, возможно, полезно будет использовать вспомогательные матрицы для работы. Например, для формирования стратегий «Maxi-Maxi», можно было бы воспользоваться такой матрицей:
SO-матрица | ||||
S1 | S2 | S3 | S4 | |
O1 | ||||
O2 | ||||
O3 | ||||
O4 |
Использование такой матрицы позволяет провести более детальный анализ, но, естественно, усложняет работу. Заметим, что некоторые стратегии при этом могут оказаться в нескольких квадрантах одновременно. Это может служить одним из признаков важности или значимости стратегии.
6. Обработка результатов
Результаты получены, предложения сформированы. Что дальше? SWOT-анализ помог сформировать список альтернативных стратегий, теперь ваша задача — выбрать, что из этого будет отправлено «в работу», что — «в корзину» (ресурсы не безграничны!), а что ляжет в портфель стратегических вариантов «про запас».
Дата первого размещения статьи: 21.01.10, отредактирована 25.02.19
(207)