СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ
Классификация предпочтительных способов, которыми человек преобразует полученную информацию в действия.
Все люди имеют различные стили обучения. Определение стиля обучения человека позволяет выстроить с ним продуктивные коммуникации, а для сотрудников дает возможность выбрать оптимальный подход к его обучению и личному развитию.
Британские психологи Питер Хони и Алан Мамфорд (Honey and Mumford, 1986) разработали тест, который широко применяется в управлении персоналом. Основываясь на модели цикл обучения, они выделили четыре стиля: деятель, мыслитель, теоретик и прагматик.
Определения Хони и Мамфорда являются удобным инструментом для выяснения способа, которым человек предпочитает преобразовывать полученную информацию в действия. Они позволяют получить реалистичную и наглядную картину индивидуальных склонностей человека.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Стиль: Деятель
Его лозунг: Все в жизни нужно попробовать!
Деятели:
- имеют широкие взгляды и рады всему новому,
- наслаждаются непосредственностью впечатлений,
- предпочитают сначала делать, а потом думать,
- активны, общительны, непредсказуемы, не переносят скуку,
- столкнувшись с проблемой, немедленно бросают все силы на ее решение,
- любят «тушить пожары»,
- не любят деятельность, требующую длительного напряжения.
Стиль: Мыслитель
Его лозунг: Мне нужно немного времени, чтобы подумать об этом!
Мыслители:
- осторожны, вдумчивы и осмотрительны,
- предпочитают наблюдать, а не действовать (на собраниях садятся на задние ряды),
- прежде чем принять какое-либо решение, предпочитают рассмотреть все возможные аспекты проблемы и собрать как можно больше информации,
- немногословны в дискуссиях, предпочитают сначала увидеть, как развивается ситуация, высказывают свою точку зрения только при необходимости.
Стиль: Теоретик
Его лозунг: Каким образом это согласуется с полученными нами результатами?
Теоретики:
- склонны выстраивать логическую последовательность событий, приспосабливают и интегрируют свои наблюдения в сложные, но логически последовательные теории,
- любят проводить анализ и синтез проблем,
- склонны предлагать теории и модели, объясняющие действительность,
- любят шаблоны, системы и правила,
- обособлены, независимы, увлечены поисками рациональной объективности,
- чувствуют себя некомфортно во всем, что не соответствует их теоретической структуре.
Стиль: Прагматик
Его лозунг: Что это означает с практической точки зрения?
Прагматики:
- стремятся проверить новые идеи на практике,
- быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли,
- любят экспериментировать,
- хотят заниматься делом, а не просто разговаривать, не терпят бесконечных дискуссий и долгих размышлений,
- рассматривают проблемы и возможности как брошенный им вызов,
- верят в существование лучшего способа действий.
ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НУЖНО?
- Успешная техника переговоров предполагает диагностирование стиля обучения собеседника.
- Коммуникации становятся более успешными, если они учитывают разные стили обучения. Например, грамотно спроектированный веб-сайт должен предлагать разные маршруты движения для разных стилей обучения.
- Знание стиля обучения сотрудника помогает выстроить индивидуальный план его развития. Проанализируйте, например, последний тренинг, в котором вы участвовали. Что из него получили участники каждого из стилей обучения?
- Знание собственного стиля обучения дает основу для личного развития. Стили обучения человека меняются со временем. Неосознанно или управляемо (есть специальные техники для расширения своего диапазона мышления).
- Управление эффективным и результативным составом команды или рабочей группы предполагает наличие сбалансированного (спроектированного) набора стилей обучения участников.
Дата первого размещения статьи: 09.08.10
(76)