ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
Те, кто так или иначе заинтересован в организации, способен влиять на неё, и испытывает на себе воздействие от её деятельности
Впервые термин введен в обращение в 1963 году в Станфордском Исследовательском Институте (Stanford Research institute). Дальнейшее развитие этой концепции связано с работами Фримана (Freeman, 1983) и других авторов.
Так, Пост (Post, 2002) предложил несколько иную трактовку термина, исключающую конкурентов из списка заинтересованных сторон:
Заинтересованные стороны организации — лица и группы, которые вносят вклад (добровольно или нет) в её деятельность и её благосостояние, и, следовательно, являются носителями как её выгод, так и её рисков.
Первоисточники:
1. Freeman, R. Edward at al. (1983), Stockholders and Stakeholders: A new perspective on Corporate Governance. California Management Review, Spring83, Vol. 25 Issue 3, p88-106
2. Post, James E., Preston Lee E. and Sachs Sybille (2002), Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth, Stanford University Press.
ЗАКОН ПАРЕТО
см. принцип Парето
ЗАКОНОДАТЕЛИ МНЕНИЙ
Люди, входящие в состав референтной группы, которые благодаря своим особым навыкам, знаниям, личным качествам или другим характеристикам оказывают влияние на окружающих
(Котлер и др., 2010)
ЗАКУПОЧНЫЙ КОМИТЕТ
см. закупочный центр
ЗАКУПОЧНЫЙ ЦЕНТР
Совокупность отдельных лиц и подразделений организации, которые участвуют в процессе принятия решения о покупке
Принятие решения о покупке в организации — сложный многофакторный процесс. Люди и подразделения, задействованные в этом процессе, могут играть в нем следующие роли (Webster and Wind, 1972):
- Пользователи;
- Лица, оказывающие влияние;
- Покупатели;
- Лица, принимающие решение;
- Привратники.
Элементы закупочного центра, играющие разные роли, имеют отличные потребности и демонстрируют различное поведение, поэтому должны рассматриваться как разные целевые аудитории.
Первоисточники:
1. Webster, Frederick E. and Wind, Yoram (1972), Organizational Buying Behavior (Foundations of Marketing).
ЗАЩИТНЫЙ МАРКЕТИНГ
Маркетинг, в котором поощряются жалобы потребителя и решаются его проблемы
ЗОНА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Диапазон, действуя в котором организация удовлетворяет интересы всех ключевых заинтересованных сторон
Первоисточники:
1. Doyle, P (1998), Marketing Management Strategy, 2nd edition, Hemel Hempstead, Herts, Prentice Hall Europe.