ТЕОРИЯ РАЗБИТЫХ ОКОН
Люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают.
Согласно «теории разбитых окон», сформулированной Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом (Wilson and Kelling, 1982), если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Иными словами, наличие признаков несоблюдения принятых норм поведения провоцирует окружающих также забыть о правилах. При этом дурной пример трактуется расширительно. Видя, что нарушается одно из правил, люди позволяют себе нарушать и другие.
Теория разбитых окон подтверждена экспериментально и активно применяется во многих странах. Например, тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти добились снижения преступности и «более культурного» поведения горожан.
Практическое применение теория разбитых окон может найти и в менеджменте:
- мусор в офисных и производственных помещениях начинается с первой брошенной на пол бумажки;
- если вы в присутствии сотрудников в разговоре с клиентом допустили «легкое приукрашивание правды», готовьтесь к тому, что ваши сотрудники начнуть врать лично вам и друг другу;
- неряшливость в выполнении обещаний руководителем может привести к воровству сотрудниками материальных и нематериальных ценностей.
(39)