Самосбывающееся пророчество: как использовать этот феномен в работе управленца
Первая публикация статьи: Executive.ru, 05.05.2025
Как убеждения сотрудников сказываются на результатах работы? Что такое «cамосбывающееся пророчество»? Как это использовать в управленческой практике?
Что такое самосбывающееся пророчество
Это явление часто ошибочно ассоциируют с бытовой психологией. Действительно, там все работает «на ура». Но не только там! Самосбывающееся пророчество является неотъемлемым элементом любой сложной системы, где участвуют люди (и, подозреваю, ИИ на их сегодняшнем уровне развития). Управленцам нужно знать, где и как мы можем использовать этот элемент.
Прежде чем перейти к определению, приведу маленькую историческую иллюстрацию, относящуюся к нашей теме.
31-го октября 1973 года один японский министр, выступая по местному телевидению в Осаке, попросил сограждан (как потом говорили — из лучших побуждений), использовать туалетную бумагу экономнее. Лучше бы он молчал…
На следующий день сотни людей выстроились в очереди в городских супермаркетах и скупили там всю туалетную бумагу. Журналисты показали это в новостях. Ажиотаж начался в других городах. Чтобы как-то сбить его, 2-го ноября еще один чиновник в выступлении попросил людей не паниковать, уверяя их в том, что в стране туалетной бумаги еще «завались». Паника усилилась.
Так мир узнал, что бывают многокилометровые очереди за туалетной бумагой. И мы уже никогда не сможем это «развидеть».
Термин «самосбывающееся пророчество» не нов, его предложил американский социолог Роберт Мертон в 1948 году в статье «The Self-Fulfilling Prophecy».
Определение Мертона: «В начале самосбывающееся пророчество является ложным определением ситуации, провоцирующим новое поведение, при котором первоначальное ложное представление становится истинным. Иллюзорная достоверность самосбывающееся пророчества увековечивает власть ошибки. Ибо предсказатель будет ссылаться на реальный ход событий как доказательство того, что он был прав с самого начала».
Теперь более современное определение, попроще: «самосбывающееся пророчество» — это явно или неявно проявленное в системе предсказание, которое косвенно влияет на реальность, делая его в результате сбывшимся».
В системном анализе «самосбывающееся пророчество» еще называют «упреждающей обратной связью» или «уравновешивающим упреждением».
Как это работает
Телевидение огласило причину весеннего подорожания бензина. Оказывается, бензин подорожал из-за того, что водители ожидали весеннего подорожания бензина.
Суть эффекта в том, что в стабильно работающую систему (наличие в ней людей обязательно) вбрасывается информация о каком-либо гипотетическом событии (то самое «пророчество»). Если бы этого вброса не было, система продолжала бы функционировать в прежнем режиме. Но сам факт вброса может привести в действие такие силы, что ранее гипотетическое событие становится реальным.
Вдумайтесь: предвидение еще не случившегося события становится причиной того, что при отсутствии этого предвидения не случилось бы. Физики с их «квантовой неопределенностью» уважительно молчат.
Например, предвидя неудачу в создании нового продукта, вы в большинстве случаев действительно терпите поражение! Какой смысл вкладываться в дело, если все заранее обречено на провал? Ваше отношение к новому продукту вербально и невербально «ловят» сотрудники и провал становится неизбежным.
С другой стороны, если вы уверены в успехе, ваши энергия и оптимизм делают его более вероятным!
Таким образом: предсказание может оказаться ложным, пророк может быть прожженным шарлатаном, но предсказание, вполне возможно, сбудется. Но не потому, что оно обосновано проведенным анализом и предварительными расчетами, а потому, что люди поверили в предсказание и действовали соответственно.
Еще несколько примеров для закрепления материала
- Небрежно сказанные слова о проблемах в стабильно работающем банке могут привести к оттоку средств вкладчиков, что может привести к панике у остальных вкладчиков и так далее вплоть до катастрофических проблем у банка.
- Финансовый эксперт (может, даже «диванный») прогнозирует в своем блоге рост акций какой-то компании, хотя никаких реальных предпосылок к этому нет. «Ведомые экспертом» начинают покупать акции этой компании, в результате они растут в цене. Подключаются другие участники, акции еще больше растут.
3. Информация о пожаре на нефтеперерабатывающем заводе провоцирует повышенный спрос на бензин, который становится заметен населению и в итоге может перейти в ажиотаж. И бензин на самом деле выметут из заправок. И будет временный дефицит. Хотя горела бытовка с одеждой работников.
4. Один из топов компании в курилке мимоходом упоминает проблему с продлением договора с ключевым клиентом компании. Реальной проблемы нет, просто клиент хочет пересмотреть несколько пунктов договора и этим придется заниматься. Но разговор услышан кем-то из персонала, творчески доработан и запущен в виде слуха. В компании начинается подковерная борьба за ресурсы между подразделениями, несколько специалистов на всякий случай тратят рабочее время на просмотр вакансий. В результате качество продукции для основного клиента падает, и компания получает реальные, а не выдуманные проблемы с клиентом.
Использование на практике
Разговаривают два директора:
— Моя секретарша такая неисполнительная и неаккуратная! Я ей все время об этом говорю, но с каждым днем все становится только хуже и хуже.
На что второй ему отвечает:
—- А моя отлично справляется и даже проявляет инициативу! И с каждым днем становится все лучше и лучше. Я ей тоже постоянно об этом говорю.
Как использовать эффект «самосбывающегося пророчества» в нашей деятельности?
Нужно признать, что мы давно и успешно все это используем. Руководитель собирает коллектив на новогодний корпоратив и пророчествует: «Наша команда — лучшая и все вместе мы добьемся в следующем году невероятного успеха!». Знакомо? Работает? Гарантирует ли это компании невероятный успех? Только если, как сказано выше, люди поверят в предсказание и будут действовать соответственно.
Вот тут и заключается вся сложность. Пророчествовать нужно только то, во что сам твердо веришь. Только тогда твоя вера может сформировать нужные убеждения сотрудников. Сомневаешься – молчи, вспомни про японских чиновников в 1973 году.
Есть варианты применения «самосбывающегося пророчества» попроще:
- Никогда не критикуй (даже если ситуация «просит») компанию, ее продукцию и партнеров в присутствии нижестоящих сотрудников, этим ты усиливаешь негатив в убеждениях сотрудников;
- Выяви все, что есть хорошего в компании, ее людях и ее продукции. Опирайся на это в документах, разговорах и переговорах;
- Не нужно предсказывать светлое будущее компании, спустись уровнем пониже, учись с малого: сделай позитивное предсказание на сегодняшний день, на завтрашнее совещание, на ожидаемый послезавтра результат работы своей команды и проверь, как все работает. Не получилось – ищи ошибки, исправляй и повтори все с начала.
Не попробуешь – не узнаешь!
Заключение
Вместо заключения – маленькая притча:
Сидит директор предприятия в кабинете, мрачный. Думает:
— Все как-то… Работники ленивые. Партнеры не надежны. Продукция с изъянами…
За спиной у него стоит ангел-хранитель с блокнотом, записывает:
— Ленивые работники, ненадежные партнеры, бракованная продукция, …
Перечитал записанное, задумался:
— Зачем ему это все?.. Ну, заказ есть заказ. Будем исполнять!
После заключения
Если вас заинтересовала тема статьи, рекомендую поинтересоваться близкими исследованиями:
- Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя). Психологический феномен, при котором ожидания человека определяют его действия. То есть человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями и ведёт себя так, чтобы эти ожидания подтвердились.
- Теорема Томаса— утверждение в социологии о том, что в человеческом поведении последствия определяются не реальностью, а мнением человека о ней.
(37)



