МОНИТОРИНГ ИЛИ КОНТРОЛЬ
Мониторинг и контроль — не одно ли это и то же? А если нет, то чем они отличаются?
На самом деле, найти отличия между мониторингом и контролем не очень просто, так как термины не устоявшиеся (и вряд ли устоятся!), и разные специалисты в разных отраслях деятельности приписывают им разный смысл. Если кто-то говорит, что вот сейчас точно вам объяснит, в чем у них сходства и различия, это будет всего лишь одна точка зрения конкретного автора.
Верить никому нельзя.
Мне можно 😊.
Так что внимайте.
В сотнях определений мониторинга наиболее часто встречаются слова «наблюдение» и «оценка», в определениях контроля — «наблюдение» и «проверка». То есть и там и там наблюдаем, но в мониторинге еще оцениваем, а контроль предполагает необходимость сползти с дивана и что-то там проверить!
Это если «вообще». А в управленческих практиках сложилось такое представление:
- мониторинг отвечает за сравнение показателей деятельности с плановыми, то есть это достаточно «бездушная» процедура.
- контроль отвечает за работу сотрудников и за результаты их деятельности.
То есть объектом контроля являются люди, объектом мониторинга — показатели.
Мониторингом заниматься объективно легче, поэтому передовая управленческая мысль постоянно работает в направлении замены контроля мониторингом.
За примерами такой работы ходить далеко не нужно — Питер Друкер еще в 1954 году предложил концепцию Управление по целям (Management by Objectives, MBO) — поставил сотруднику цели и сиди, мониторь 😁.
Потом были, например, Нортон с Капланом с их Системой сбалансированных показателей (balanced scorecard, BSC).
Сейчас особенно популярны всевозможные варианты KPI (key performance indicators), которые могут формироваться на основе любого из подобных MBO и BSC подходов.
А у Вас как? Больше мониторите или контролируете?
(с) С.Корчанов
Image by Freepik
(73)