Home Тип материала Дискуссионное КАК ОСЛАБИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВРЕД БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОСЛАБИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВРЕД БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ОСЛАБИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВРЕД БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

26
0

Первая публикация статьи: Executive.ru, 17.07.2024

Какие негативные побочные эффекты присущи бизнес-образованию? Как избавиться от них?

О чем речь?

Любая деятельность кроме запланированных «позитивных» результатов может генерировать негативные «выходы». В организационной практике раннее выявление и ослабление таких негативных «выходов» является прямой обязанностью грамотного управленца.

Бизнес-образование не является исключением. Кроме позитивных результатов бизнес-образование способно выдать эффекты, наносящие прямой вред как обучающемуся специалисту, так и направившей его на обучение организации.

В чем это чаще всего выражается? Сотрудник, прошедший обучение, вдруг неожиданно начинает считать, что управление в организации выстроено «неправильно». Это приводит к внутреннему или явному открытому конфликту, часто – к увольнению.

В чем причина?

Главная причина – метакогнитивное (знание о знании, мышление о мышлении) искажение в результате которого обучившийся:

  • переоценивает собственную квалификацию, неоправданно сравнивая свой уровень управленческой квалификации до обучения (зачастую – околонулевой) с достигнутым уровнем;
  • не осознает ошибочность своих выводов и собственных решений из-за недостатка опыта, знаний и навыков;
  • не способен объективно оценивать действительно высокий уровень квалификации других.

Наиболее часто такое искажение происходит после обучения на стартовых курсах сложных программ бизнес-образования или после обучения на эрзац-программах типа «мини-МВА». Дело в том, что управленческая квалификация развивается только при активно применяемом смешении управленческих теорий и реальной управленческой практики и не может быть высокой после всего нескольких месяцев обучения. Нужно как минимум два-три года обучения с последующим пожизненным (само)обучением.

Это метакогнитивное искажение общеизвестно. Цитаты, иллюстрирующие его, имеются у Конфуция, Сократа, Лао-цзы и других мыслителей глубокой и не очень древности. Однако названия у него до недавних пор почему-то не было. Только двадцать пять лет назад двое психологов рискнули провести эксперименты, подтверждающие (кто бы сомневался!) сказанное выше. В результате они получили за свои исследования Шнобелевскую премию (видимо, за экспериментальное доказательство и так очевидного) и распространенное теперь название искажения – «эффект Даннинга-Крюгера».

Автору же ближе название искажения, данное Карлосом Кастанедой в его «Учении Дона Хуана» — «второй враг» или «ясность мысли». Процитируем его текст:

«…к этому времени человек знает свои желания. Он может видеть новые шаги в учении, и острая ясность мысли отражает все. Человек чувствует, что нет ничего скрытого. И таким образом он встречает своего второго врага: ясность мысли, которую трудно достичь, она рассеивает страх, но также ослепляет. Она заставляет человека никогда не сомневаться в себе. Она дает ему уверенность, что он может делать все, что ему захочется, потому что он видит все ясно, насквозь. <…> Но все это — ошибка. Это вроде чего-то неполного. Если человек поддается этому мнимому могуществу, значит он побежден своим вторым врагом и будет топтаться в учении. Он будет бросаться, когда надо быть терпеливым, или он будет терпелив тогда, когда следует спешить. И он будет топтаться в учении, пока не выдохнется, неспособный научиться чему-нибудь еще.»

Что делать организации перед отправкой сотрудников на бизнес-обучение?

Прежде всего, нужно тщательно выбирать место получения образования своих сотрудников. Не постесняться спросить, что данное образовательное учреждение делает для того, чтобы «не случился эффект Даннинга-Крюгера». Мотивационные схемы многих бизнес-школ в отношении своих студентов страдают чрезмерно высокой оценкой их успехов.

Обычно практикуется схема обязательной отработки прошедших обучение сотрудников в течение некоторого времени после получения образования. С возвратом оплаченных организацией средств в случае раннего увольнения. К сожалению, это только усиливает конфликт «сотрудник-организация» в случае его возникновения.

Хорошо помогает «опыт старших товарищей», если в организации имеются сотрудники, уже прошедшие обучение в этом же или другом месте. Введение адаптационной схемы с управленцами-наставниками может полностью погасить возможный конфликт уже на стадии его зарождения.

Что должно делать образовательное учреждение?

  1. Бизнес-образование, в отличие от краткосрочных тренингов, должно развивать качество мышления студентов. Как минимум – рефлексивное мышление, позволяющее учиться оценивать собственное развитие умений и навыков, и критическое мышление, позволяющее у любого управленческого инструмента видеть достоинства и недостатки, а также уметь оценивать альтернативы.
  2. Бизнес-образование должно давать студентам ясное понимание уровней изучаемых инструментов и технологий. С пониманием, например, что инструментарием линейного менеджера не стоит и пытаться решать проблемы менеджеров среднего звена и топ-менеджмента.
  3. Результатом обучения на любом из курсов бизнес-образования должно быть понимание места этого курса в сложном и многообразном мире управленческих знаний и технологий.

Итоги

Мы рассмотрели только один из негативных эффектов бизнес-образования. По нашему мнению – самый распространенный. Главное в нашем нелегком деле – понимать, что бизнес-образованием (своим и своих сотрудников) можно управлять точно также, как и любым другим процессом. Это сильно помогает.

Image by freepik

(26)

НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *